Архитектура Древнего Египта

Архитектура Египет
Историческая справка

Архитектура ЕгипетНа берегах реки Нил, с самого детства пугающей нас крокодилами, когда-то очень давно (с конца V тысячелетия до н. э.) вовсе не дружески обменивались копьями более 40 небольших царств. Прошли годы и после череды успешных попыток покорить соседей, долина Нила была разделена на Северный и Южный Египет. За три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Север, объединив страну и сделав столицей Мемфис. Так медленно начала набирать мощь значимая во всем мире культура Древнего Египта.

Как география влияла на строительство

Хозяйство Египта напрямую зависело от близости к плодородной долине Нила, поэтому культура развивалась на узкой полосе, длиной около двадцати километров, между Аравийской и Ливийской пустынями. А самые древние памятники архитектуры сосредоточились в дельте реки.

хозяйство египта
По этим же причинам среди наук особое внимание уделялось геодезии, геометрии, астрономии, так как было необходимо рассчитывать объемы водохранилищ, прокладывать каналы. Жаркий сухой климат определял расположение жилищ, формировавших узкие тенистые улочки. Дома бедняков строились при помощи обмазанного глиной тростника, дома знати — глинобитных конструкций: кирпича из нильского ила с соломой с угловыми прямоугольными плоскими выступами, монументальные сооружения — из камня. Все жилые помещения ориентировались на север, в каждой комнате были сделаны вентиляционные отверстия, спальни занимали место под крышей, толстые стены перекрывались настилом из пальмовых стволов.

Градостроительство

Защитная стена египетЕще в четвертом тысячелетии до н. э. в Египте начали появляться города, застраиваемые по единому плану. Так как страна была с востока защищена непрерывной чередой укреплений, а с запада — Ливийской пустыней, древнеегипетские поселения ограждались стенами только во время междоусобных войн. Улицы пересекались под прямым углом, отодвигая дома бедняков и ремесленников к краям города. Кварталы, где проживала интеллигенция и охрана, были застроены однотипными, но более дорогими домами. В городах была канализация.

Развитие основ архитектуры

Считается, что в додинастический период (до 3200 г. до н. э.) возводились укрепленные поселения с жилыми домами и надгробные архитектурные сооружения, представлявшие круглые или овальные ямы, покрытые ветками и циновками. Затем форма захоронений стала прямоугольной, а стены обкладывали изобретенным необожженным глиняным кирпичом. Достаточно устрашающе смотрелись смыкающиеся в ложный свод стены. Конец периода ознаменован песчаными насыпями над могилами.

Развитие архитектуры Египта
В эпоху появления первых фараонов — Раннее царство (XXX—XXVIII вв. до н. э), архитектура отличалась образными и изобразительными средствами, появлением культовых канонов. Надземная часть гробниц царей и вельмож в плане была прямоугольным помещением, где устанавливались статуи богов и жертвенник перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего.

Культ смерти и гробницы

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., строятся монументальных храмовые пирамиды обожествляемых фараонов с лотосовидными, пальмовидными и папирусообразными колоннами.

Еще из учебников по истории мы помним, что древние египтяне верили в существование души после смерти и ее периодические посещения некогда покинутой на земле физической оболочки. Так тела умерших сохраняли бальзамированием и оставляли в погребальных комплексах, в которых были все необходимые в быту предметы, статуэтки слуг. Как и в случае с жилыми домами, богатство внутреннего и внешнего убранства подобных архитектурных конструкций напрямую зависело от финансового положения вознесшегося к Богам.

На гробницу фараона не жалели каменных глыб, вырубавшихся из скал. 4,5 тысячелетия назад появились ступенчатые пирамиды. Геометрическая точность этих построек до сих пор поражает ученых. Самой большой гробницей является пирамида Хеопса в Гизе, высотой в 146 метров. В ней 2 погребальные камеры, просторная галерея и воздушные шахты.
Сфинкс

Развитие идеи загробной жизни во многом определяло и другие стороны архитектурных особенностей страны: культовые сооружения и заупокойные храмы для совершения обрядов, посвященных погребенному. Они так же, как и пирамиды, строились из обтесанного камня по стоечно-балочному принципу: массивные балки опирались на частые ряды колонн, верхние части которых украшались резьбой в виде пальмовых листьев, росписями и рельефами. Их особенностями стали приемы изображения человека. Все части фигуры максимально повернуты к зрителю. Изображения следовали друг за другом, очерчивались контурными врезанными линиями, окрашивались в единой цветовой гамме, сопровождались иероглифами. Художественные формы и изобразительные мотивы брались у природы: солнце, священный лотос и папирус, пальмы, львы.

Поздние периоды развития архитектуры

В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), столицей стали Фивы. На смену пирамидам приходят полупещерные украшенные росписями храмы, скальные гробницы. Появляются храмы с двумя рядами колонн и возвышающейся средней частью, к входу которых вели монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

Богиня Гатор
Богиня Гатор
Эпоха Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) — время расцвета архитектуры Египта: строятся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре со своими монументальными элементами — колоннами, пилонами и сфинксами.

В Поздний период (XI—IV вв. до н. э.) египетское царство завоевывали ассирийцы, персы, и даже когда в страну проникли греко-македонцы, архитектура прочно держалась за свои традиции, хоть и потеряла свою монументальную тожественность.

Итоги

Базиликальные типы строения храмовых комплексов, гармоничное включение архитектуры в окружающую среду, стилизация животного и растительного мира, произведения живописи, настенный рельеф во многом опередили большинство явлений мировой архитектуры. Многие предметы искусства до сих пор остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства.

И даже несмотря на то, что история Древнего Египта подходит к концу в IV в. н. э., храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре с огромными залами и бесконечными рядами колонн, а также Большой храм Рамсеса II с 22 метровыми статуями, выбитыми из толщи скалы, застали сегодняшние дни.

Храм Амона в Карнаке
Храм Амона в Карнаке
Луксорский храм
Луксорский храм
Большой храм Рамсеса II
Большой храм Рамсеса II

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Большой Крым